K  R  A  F  T  W  E  R  K    
дискография - новости - история группы - концертные туры - фотографии - тексты песен - сольные проекты - оборудование - cтатьи, рецензии, отзывы - о проекте - обновления - вопросы / ответы - концерт в России -
       
   

KRAFTWERK "Trans-Europe Express" 1977


Четверть века назад, в 1977 году, в одном из номеров журнала "Rolling Stone" появилась рецензия, которая заканчивалась словами: "Они навсегда изменили лицо поп-музыки. По силе предвидения они могли бы сравниться с Оруэллом". Так американcкая пресса отдавала дань признания и уважения германским новаторам Kraftwerk и их прорывному альбому "Trans-Europe Express".

К моменту издания этой работы - шестого альбома в дискографии группы за шесть лет ее существования - участники Kraftwerk уже успели испытать на себе бремя славы и вкусить приятные плоды коммерческого успеха. После первых трех не самых выразительных попыток германские электронщики записали экстремальный для своего времени альбом "Autobahn" (1974 год). Дорожная сюита, передававшая ощущения от монотонной поездки по автотрассе, начиналась стуком захлопнутой дверцы. Кроме ошеломляюще нового роботизированного звучания, которое стало откровением для многих музыкантов и меломанов, альбом принес и первые признаки настоящей славы. Он финишировал в Тор 40 Соединенных Штатов, а заглавный сингл "Autobahn" добрался до первой десятки Америки и Англии.

В 1975 году Kraftwerk переживают кадровые перестановки. Атланты - Ральф Хюттер (Ralf Hutter) и Флориан Шнайдер-Эслебен (Florian Schneider-Esleben) - естественно, никуда не делись. Они по-прежнему отвечали за вокал и синтезаторы. Остался и перкуссионист Вольфганг Флер (Wolfgang Flur). А вот на смену ушедшему Клаусу Редеру (Klaus Roeder, гитара/скрипка/клавиши) пришел новый участник Карл Бартос (Karl Bartos). Записанная с ним пластинка "Radio-Activity" появилась в 1975 году. Она представляла собой подборку механизированных мелодий, навеянных преимуществами и проблемами радио - радиотрансляции, радиоизлучения, радиоактивности. После "Autobahn" этот альбом выглядел скорее шагом назад, чем дальнейшим прорывом на экспериментальной ниве.

Проходит еще год. Группа успевает поездить с (не слишком многочисленными) концертами по Германии и Великобритании. И в 1977 году, преодолев несколько сотен километров европейских дорог, садится за создание еще одной "транспортной сюиты". Альбом "Trans-Europe Express", пронизанный своеобразным юмором, - творческое переложение железнодорожных впечатлений на музыкальный язык. Наиболее важные и интересные элементы творчества Kraftwerk в этой работе гармонично соединились и предстали в самом выгодном свете. Холодный роботизированный ритм, который музыканты начали осваивать в предыдущих записях, уже окончательно приручен и используется на все сто; механическая пульсация живет своей самодостаточной, интенсивной и захватывающей жизнью.

Легендарный поезд Kraftwerk пересекает всю Европу. Поездка проходит под аккомпанемент ритма "tu-tun, tu-tu-tun", который имитирует стук обитых железом колес по рельсам. Голоса Ральфа и Флориана поочередно называют станции, через которые проходит состав, сопровождая каждую остановку короткими замечаниями из туристического справочника.

Пластинка включает семь треков: "Europe Endless", "The Hall of Mirrors", "Showroom Dummies", "Trans-Europe Express", "Metal on Metal", "Franz Schubert", "Endless Endless". Вся запись пронизана единым ритмическим рисунком. Если относиться к возникающей картинке с должной долей юмора, то даже зачастую слишком длинные "перегоны" не будут тяготить своей монотонностью. Есть в этом и что-то гипнотизирующее. Гипнотический транс слегка рассеивают брызги клавишных, которые напоминают тревожный свист паровоза, подражают грохоту состава и гудкам поезда.

Вы отправляетесь в путешествие под механический рефрен "Trans-Europe Express". Настоящие голоса музыкантов от станции к станции развеивают дорожную скуку короткими репликами. Это могут быть не только сведения, полезные туристам, но и своя внутренняя игра. "От станции к станции, - сообщают Ральф и Флориан, - чтобы вернуться назад в Дюссельдорф, где можно встретить Игги Попа и Дэвида Боуи". У Боуи свои "счеты" с Kraftwerk. Он давно следит за творчеством немецких музыкантов, а только что изданный его альбом тоже посвящен путешествиям и называется, кстати, "Station to Station" ("От станции к станции").

Композиция "The Hall of Mirrors" - аллюзии на древний миф о Нарциссе. Но сказочная история получает новое истолкование, превращаясь в метафору в духе Льюиса Кэролла: "Артист живет перед зеркалом, полном его собственных отражений: даже величайшие звезды открывают себя в зеркалах". Металлическая реверберация придает голосу особую торжественность.

Меньше других связана с общей концепцией, пожалуй, самая многозначительная мелодия на альбоме - "Showroom Dummies". Трек выглядит звуковой иллюстрацией к готовому сценарию - к истории четырех манекенов, которые живут в витрине обычного магазина одежды. Когда за ними наблюдают, они сохраняют неподвижность, разве что изредка потихоньку меняют позу. А когда вокруг никого нет, манекены живут своей настоящей жизнью - выпрыгивают из витрины, отправляются гулять и заканчивают вечер на дискотеке. Навязчивый ритм наполняет композицию ощущением преследующего кошмара. Оно несколько смягчается, благодаря умеренным вкраплениям хора. "Showroom Dummies" с его запоминающимися синт-риффами представляется отличным образцом "танцевальной музыки роботов", которая оказала глубочайшее влияние на всю танцевальную электронную музыку следующего десятилетия (первыми на память приходят Depeche Mode).

"Trans-Europe Express" и "Metal on Metal", вместе длящиеся больше 15 минут, тоже могли бы показаться затянутыми, если бы не несколько удачных идей, расцвечивающих однообразный ритм-стук. Передышка наступает в инструментальной композиции "Franz Schubert", которая напоминает популярный среднеевропейский танец для четы андроидов.

Завершается пластинка мечтательным треком "Endless-Endless", который символически замыкает круг и возвращает к начальным тактам "Europe Endless". Серенада Старого Света исполняется под аккомпанемент синтетических скрипок, которые мягко подчеркивают почти любовные фразы: "Жизнь бесконечна, Европа бесконечна... Парки, отели и дворцы, променады и авеню, реальная жизнь, похожая на виды с открыток. Элегантность и декаданс".

Монотонность, особенно учитывая обычно ненормированную длину композиций, - главный упрек в адрес Kraftwerk и по сей день. В "Trans-Europe Express" им удалось максимально избежать этого греха: у каждой композиции есть свое настроение, собственная атмосфера, каждая по-своему структурирована, обогащена своими примочками и по-своему спасается от скуки. Хотя тенденцией к внутреннему развитию Kraftwerk в принципе не страдают. Этот стиль можно назвать «рефлексирующей данс-музыкой», даже несмотря на то, что трудно представить, как можно рефлексировать и танцевать одновременно.

И все-таки "Trans-Europe Express" - это не просто самый известный альбом Kraftwerk, наиболее признанный во всем мире. Это целая эпоха. Это одна из тех знаковых записей, важность которых проясняется с течением времени и проявляется главным образом в том влиянии, которое они окaзывают на музыкантов последующих поколений. Это большой прогрессивный шаг для всей музиндустрии, а в каком-то смысле - даже проклятие для будущих музыкантов, которые пойдут тем же путем.

В 1977 году никто не делал ничего подобного, а пионерам всегда труднее. Ни Дэвиду Боуи, который с такой теплотой упоминается в первом треке, ни ex-Beatles, ни панк-поколение, ни диско-мастера типа Bee Gees. Да, они пытались так или иначе использовать эти гипнотизирующие танцевальные ритмы, но никто не звучал так роботизированно, так механически-монотонно, с такой отрешенностью. Неудивительно, что альбом просто шокировал тогдашние умы и был немедленно объявлен шедевром. С тех пор синти-поп, что называется, пошел по рукам и зачастую измельчал, ведь кто только не работал в этом направлении. Именно этот жанр дал нам Eurhythmics, но он же привел к появлению Modern Talking и их многочисленных второсортных подражателей.

Были, конечно, и достойные продолжатели дела. Пожалуй, самый известный "последователь" Kraftwerk и в каком-то смысле музыкальный революционер - Afrika Bambaataa. Вот кто на самом деле обожал "Trans-Europe Express". Он частенько играл эту композицию на вечериканх, которые устраивал в конце 70-х. Забавно, что посещали эти вечеринки преимущественно черные клабберы, так что вторжение в эту среду белых германских парней было исключительным явлением. Когда в 1981 году Kraftwerk выпустили "Numbers", Bambaataa сплавил его сэмплы с фрагментами "Trans-Europe Express", начитал рэп и создал будущий хит "Planet Rock", который оказался первой ласточкой нового жанра - электро-хип-хопа. Он изменил всю хип-хоп музыку и проложил дорогу дальнейшим апологетам жанра: Mantronix, The Egyptian Lover, Cybotron.

Хотя сегодня типичная реакция на "Trans-Europe Express" скорее грустный вздох, чем восторженные аплодисменты, основные темы и находки этого альбома все-таки достойны самого пристального внимания. И - высоких оценок любого критика. Не случайно журнал "Vibe" включил пластинку "Trans Europe Express" в число 100 важнейших альбомов 20 века.

Источник информации - www.music.com.ua/


   
       

Представительство группы "Kraftwerk" в Российской зоне Интернет. Создано и поддерживается на основе договоренности между Ральфом Хюттером и студией "Carlos Entertainment".